Чупа Чупс: как получать наслаждение, не пачкаясь?
Испанский город Барселона известен как родина незаурядных личностей. Здесь когда-то родился Христофор Колумб, открывший Америку. Его соотечественник Энрике Бернат, живший уже в двадцатом веке, совершил свое великое открытие. Правда, изобрел он всего лишь круглый леденец на палочке. Но зато конфетка покорила весь мир — наравне со славой Колумба. Волшебная палочка
Энрике Бернат происходил из почтенной династии кондитеров. Компанию «Гранха Астуриас» основал еще его дед. В 50-е годы Энрике, как законный наследник, принял бразды правления предприятием, производившим на тот момент почти 200 различных видов сладостей. Вскоре он принял решение, которое на первых порах повергло в шок даже самых старых, видавших виды работников компании.
Он объявил о том, что «Гранха Астуриас» отныне будет специализироваться исключительно на карамельках. Да не простых, а на палочке. Забавное название «Чупс» Бернат придумал для изобретенного им лакомства сам. Произошло это в 1958 году. Так начиналась история «чупсиков» — неразлучных друзей детства. Леденцы разменяли уже полстолетия и освоились в самых разных уголках планеты. Интуиция Энрике оказалась поистине гениальной. «Ну ее, эту стирку!»
Надо сказать, что идея конфеток на палочках пришла к нему не случайно и не вдруг. Бернат внимательно изучил результаты работы одной солидной фирмы, занятой, как мы бы сейчас сказали, на рынке маркетинговых исследований. И обнаружил любопытную вещь: ни одна из кондитерских фабрик Испании не производила конфет, которые предназначались бы специально для детей.
«А какими они должны быть, эти „специальные“ конфеты для детей? — задумался Энрике. — Что делают дети, когда едят конфеты? Конечно же, пачкаются! А потом еще и вытирают липкие руки об одежду к огромному неудовольствию мам: тем-то приходится ломать голову, как и чем отстирывать пятна. И наверняка большинство из женщин в дилемме „Купить конфет и доставить детворе минуты радости!“ и „Ничего не куплю: ну ее, эту стирку!“ склоняются в пользу второго. Но если ребенок будет есть конфету, держа ее перед собой, к примеру, на вилке, он не испачкается».
Вот вам и сюрреализм!
Чем заменить вилку, Энрике Бернат сообразил довольно быстро — деревянной палочкой. Впоследствии «ножки» леденцам стали делать из пластика. Палитра вкусов у первых «чупсиков» напоминала радугу, поскольку также включала семь составляющих: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. По мере роста популярности карамелек расширялся и объем их производства, а технологи экспериментировали с новыми вкусовыми добавками.
Бернат всерьез задумался о яркой, узнаваемой упаковке для сладкого бренда. Но поскольку на сей раз никакие удачные мысли его самого не посетили, то он обратился за помощью к своему земляку — знаменитому художнику Сальвадору Дали. Гений сюрреализма на разработку будущего логотипа компании потратил не больше часа и изобразил… ромашку. Ее с тех пор так и называют: ромашка «Чупа Чупс». Сначала она располагалась сбоку кругляша-леденца, теперь наносится сверху. На небо — за звездой
В конце 60-х Энрике, уже ни капли не сомневаясь в собственной интуиции, переименовал компанию «Гранха Астуриас» в «Чупа Чупс». Ох, был бы жив дедушка, он бы показал внуку, как нужно чтить семейные традиции! Впрочем, а что бы он ему показал? Ведь Энрике готовился к тому, о чем дед и мечтать не мог: он всерьез вознамерился накормить «чупсиками» детвору всего мира. И начал воплощение этого замысла с открытия филиала во Франции. А в родной Испании тем временем дело резво продолжало набирать обороты, была запущена вторая по счету фабрика.
Двадцать лет спустя филиалы компании «Чупа Чупс» действовали в США, Великобритании, Дании, Португалии, Японии и многих других странах. В 1995 году «чупсики» даже слетали в космос: их доставили на борт орбитальной станции «Мир». Звездоплавателям глюкоза во вред не пойдет, тем более в таком эргономичном виде.
В 1991 году «Чупа Чупс» добрался и до России. Первый офис компании открылся в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что российское представительство будет заниматься лишь продвижением продукции по стране. Но леденцы на палочках сметались с магазинных прилавков с такой молниеносной скоростью, с какой наладить график поставок из-за рубежа было просто физически невозможно. И в 1993-м в городе на Неве открылась отдельная фабрика.
Сегодня «чупсики» продаются в ста семидесяти странах. Если раньше вкусов было всего семь, то сейчас их около пятидесяти: даже самому привередливому сладкоежке есть из чего выбрать. И размеры — какие угодно: от «мини» до «XXL» и «мега». Годовой объем продаж компании в среднем составляет 300−400 миллионов долларов.
Конфетку, оказывается, можно сделать из чего угодно. Даже если у тебя в руках — банальная деревянная палочка.