Погода в мае. Что подскажут нам приметы?
В месяц май, который когда-то называли травнем, в народном календаре отмечен целым рядом примет, связанных с природой. По этим приметам строили прогноз урожая. На что же обращали внимание наши предки?
Тепло или холод? Как ни странно, считалось, что лучше, чтоб май в целом был прохладным: «Май холодный — год хлебородный». А еще подмечали, что если начало месяца теплое, то надо ждать похолоданий в конце, мол, майское тепло ненадежно и тогда придется «в рубахах пахать, в шубах сеять». 6-го мая говорили: «Коли на Егорья мороз, будут просо и овес» (в иных местах примету связывали с видами на урожай гречихи).
Теплый вечер на Якова (13 мая) тоже подавал надежды на хороший урожай. 25 мая, — Епифан. О нем судили так: Утро Епифана в красном кафтане — быть жаркому и засушливому лету. А значение погоды следующего дня выражалось присловьем: «Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа».
Если 26 мая появляются комары, то предполагалось потепление в ночное время суток. День этот так и именовался — Лукерья Комарщица. А если на следующий день, на Сидора, прилетят стрижи, то принесут с собой тепло; но если утро будет холодное и пасмурное, но прояснится к вечеру, то огурцы, посаженные в этот день, дадут неудачные плоды, а более поздние — наоборот — очень даже хорошие. Поэтому-то и звали Сидора (Исидора) Огуречником. 28 мая нарекли днем Пахома Бокогрея: «Пришел Пахом — запахло теплом»; «На Пахома тепло — все лето теплое».
Дождь или вёдро? И против майских дождей крестьяне не возражали, приговаривая: «Майский дождь лишним не бывает»; «Как в мае дождь, так и будет рожь». Мечтали, чтобы за месяц прошло хотя бы три добрых (то есть очень сильных, обильных) дождя, «тогда и хлеба будет на три года полных»; «малый дождь землю грязнит, а большой очищает».
О дождливой погоде 6 мая отзывались тоже положительно: «Егорий с водой, Никола с травой»; «На Юрья дождь — скоту будет легкий год». О 7 мая отзывались так: «Коли на Евсея на дорогах грязь, то будет овес — князь». В связи с этим Евсею добавляли прозвище Овсы отсей. 8 мая именовался Марком-Ключником, потому как считалось, что он владеет ключами от дождей. К нему адресовали в этот день просьбы о сильном поливе земли. Однако если непогода случится 14 мая, на Еремея Запрягальника, то может сулить в дальнейшем суровую зиму.
Зато дождичек на св. Николая, то есть 22 мая по новому стилю, то это было бы очень кстати: «Дождь на Николая, жди хорошего урожая»; «Велика милость Божия, коли на Николу дождь пойдет». 24 мая по народному календарю — Мокей Мокрый, и о погоде говорили: «На Мокея мокро — все лето мокро».
Ветер или тишь? Ветреная погода также приветствовалась в народной фенологии по той же причине пользы ее для урожая. Предки наши верили, что теплый ветер на Иасона (11 мая) приносит здоровье. Деревенские знахарки в полдень выходили на дорогу в ожидании теплого веяния с юга. Оно считалось целебным, и если загнать в ладанку с особыми приговорами, то можно вылечить больного.
Теплого ветра при звездном небе ожидали и 13 мая. Жители подмосковной округи были убеждены, что это предвестье лета с грозами и теплом, а также богатого урожая. 18 мая считалось ветреной порой, — погодой, удобной для выжигания травы на полях («худую траву с поля вон!»). На Сидора (27 мая), коли дует северко, то и все лето будет таково.
* * * Вот так. Мы всегда рады весеннему теплу, дождь может раздражать, как и ветер, а предки наши были мудрее: готовы и рады были в нужное, по их мнению, время, и ненастье переждать, и холодку порадоваться…