«Суд Париса»? Нет, жизнь художника

Творцы мифов Древней Греции лепили богов со своего окружения: вечные споры, любовные похождения, ревность, воровство, ложь. И когда погружаешься в эти легенды, кажется, что это большая семья, раздоры в которой ни к чему хорошему не приводят. С другой стороны, мифы заметно наследили в истории культуры и науки.

События в семействах богов, полубогов и прочих таинственных обитателей Эллады вдохновляли и по сей день вдохновляют художников и скульпторов, наверное, потому, что за их сказочной формой скрыты особенности реальных отношений между людьми, некая философия жизни.

Один из таких сюжетов — «Суд Париса». Что же это такое? Парис — сын троянского царя Приама и Гекубы. Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить (почему-то не дал приказ убить, видимо, пожалел). Главный пастух царя (во простота нравов — у царя был в те времена главный пастух!) выполнил приказ, но через пять дней решил проверить, что осталось от младенца. Младенец был жив, потому что его нашла и кормила медведица (как это установил пастух — не написано). Пастух забрал Париса к себе домой.

Прошло лет этак пятнадцать (или что-то около этого). Мальчик стал красивым и храбрым, за что и выбрала его нимфа Энона — дочь речного бога Кебрена, которая впоследствии родила ему сына. Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида. Именно туда явился Гермес (покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства) и привел с собой трех олимпийских богинь: Геру — законную жену Зевса, Афину — первую дочь Зевса (но не от Геры), и Афродиту — богиню любви (почему Зевсу в качестве судьи понадобился пастух — в легенде ни слова, ни полслова).

Гермес дал Парису золотое яблоко и указание Зевса разрешить с его помощью ссору трех богинь — отдать какой-нибудь одной, на выбор бедного пастуха. А яблоко это с нацарапанной надписью «Прекраснейшей» подбросила на какой-то свадьбе коварная богиня раздора Эрида, из-за чего богини сильно повздорили (ну, всё как у людей!).

Представляете себе положение Париса: рассудить трех особ женского пола, одна могущественнее другой?!

Парис предложил богиням скинуть с себя все тряпки и прочие вещи, поскольку иначе пришлось бы судить красавиц по их одежке (Афродита должна была снять свой волшебный пояс, благодаря которому всякий влюблялся в ее обладательницу, а Афина — свой шлем). Напомню, что у Париса была прекрасная жена, но отказаться от такой возможности и чести — посмотреть на голых богинь — было выше его сил.

Первой вышла Гера, показалась вся и заявила, что, если яблоко достанется ей, Парис будет самым могущественным. Следом появилась Афина с обещанием, что он будет побеждать во всех своих битвах, а также будет самым красивым и мудрым человеком в мире. Однако золотое яблоко Парис присудил Афродите, которая пообещала ему любовь самой красивой женщины на свете — Елены, жены спартанского царя Менелая (обратите внимание на эту пикантную деталь — Парису богиня обещает чужую жену!).

Итак — выбор в пользу любви: не надо ни могущества, ни ума, ни красоты — дайте любящую женщину! Последствия — самые неприятные: кражи, войны, убийства.

Петера Пауля Рубенса этот сюжет волновал до конца жизни. Первый вариант картины датирован 1605 годом (Рубенсу 28 лет). На картине слева на переднем плане спиной к зрителю вполоборота сидит Парис, в левой руке — яблоко. Обнаженный Гермес стоит левее Париса. На то, что Парис — пастух, слабо намекает пес у его ног.

Перед ними богини. В центре — Афродита, слева от Афродиты — Гера, справа боком к зрителю — Афина, у ее ног щит и шлем. Амурчики (или кто там еще) помогают богиням освободиться от драпировок. И богини явно сопротивляются этому (пожалуй, только Афродита не препятствует обнажению: понимает, что так она лучше, чем в тряпках).

Парис в сомнении: он отдает яблоко — и получает врагов. А выбора нет. Он должен выполнить волю Зевса, он должен кому-то отдать этот золотой приз. И точно известно, что две обделенные будут ему за это мстить. Он еще не сделал свой выбор — но это состоится вот-вот!

Следующий вариант картины — 1625 год (спустя 20 лет, Рубенс уже 16 лет женат на Изабелле Брандт, которая моложе него на 15 лет, и счастлив в браке). Слева Гермес одет и сидит, у Париса в правой руке яблоко, которое забирает его избранница Афродита.

На лице Париса сомнение в том, что он получит обещанное — любящую женщину. У Афродиты на лице спокойная уверенность в собственных возможностях, Парис получит Прекрасную Елену! Гера страшно недовольна. Укоризна, гнев, недоумение, угроза — как можно отказаться от могущества? У Афины на картине не видно лица, а на спине совершенно невозможно прочитать ее (Афины) чувства.

Еще правее сидят мужчина и женщина (может быть, они олицетворяют Землю и Воду?). Женщина как бы отворачивает лицо мужчины вправо, в сторону: мол, на что ты пялишься?

Третий вариант картины (1636 год, Рубенс 6 лет как женат на Елене Фоурмент, которая моложе него на 37 лет): меньше фигур, появились овцы, на щите Афины — изображение Медузы Горгоны. Но изменилось не только это, изменилось и отношение художника к происходящему: он пишет Париса с яблоком в руке, которое он протягивает вперед, но не ясно — кому. И Гермес в напряженном ожидании! А дамы — без эмоций. С одной стороны, Парис как бы решение принял — он протягивает яблоко. Но на его лице сомнение, и богини еще не знают, кому оно достанется!

Четвертый вариант написан за год до смерти художника (1639). Опять Парис и Гермес слева. Но теперь яблоко держит Гермес. А Парис должен только назвать избранницу. Но посмотрите на его позу: он в глубоких раздумьях (не отсюда ли Огюст Роден взял позу своего «Мыслителя»?)! Он еще не решил, что выбрать: любовь, могущество или мудрость?

Почему художник не оставлял эту тему? Что было в ней привлекательного для него? Можно предположить, что в первом варианте картины, написанном за 4 года до женитьбы на Изабелле Брандт, в полотно прорвалось желание художника найти любимую и любящую женщину. И надо было сделать выбор между могуществом, мудростью и любовью. Видимо, для 28-летнего художника это было не очень просто. Поэтому Парис раздумывает.

В 1609 году Рубенс женился на Изабелле Брандт. Брак был очень счастливым. Когда она умерла (1626), он написал своему другу Дюпюи: «Воистину я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».

Во втором варианте «Суда Париса», за год до смерти любимой жены, выбор сделан в пользу любви. И это — несмотря на гнев Геры, которая обещала ему могущество. Не исключено, что это — отголоски каких-то переживаний самого Рубенса, который был и красив, и элегантен, и дипломатичен, и образован.

Третий вариант картины появился в 1636 году, через 6 лет после второй женитьбы Рубенса. Парис протягивает яблоко именно Афродите, но на его лице вопрос: «А я получу обещанное?»

1639 год — четвертый вариант картины: Парис в раздумьи, 1640 год — смерть Рубенса.

В композициях картин — отражение смены предпочтений художника. В молодости — может быть, не любовь самое важное в жизни? Постарше — любовь прежде всего! С возрастом — может быть, любовь и важна, но… Перед смертью — глубокое сомнение в том, что для любви можно пожертвовать всем.

Четыре полотна. Одно совершеннее другого. Вся жизнь великого художника.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: