Мириться лучше со знакомым злом?
Недавно я услышала замечательную притчу. Приходит ученик к мастеру и говорит: «Учитель, я решил дать обет бедности и целомудрия, дабы достичь просветления, как великий Будда!»
Учитель пожал плечами и ответил: «Ты и прежде был нищим и одиноким. Не было у тебя ни денег, ни жены — и не будет. Великий Будда с рождения жил в роскоши, у него были прекрасные наложницы и чудеснейшая в мире жена. Вот когда у тебя все это будет, и ты добровольно отречешься — тогда и говори о просветлении».
Ученику стало очень не по себе. «Учитель! — воскликнул он. — Но ведь великий Будда был рожден принцем! Не смогу же я в этом воплощении родиться заново!»
Учитель снизил планку и предложил заработать хоть на какой-то пристойный домик и найти красивую ласковую жену. Теперь ученик уже не мог сказать, что эта цель заведомо нереальна!
Войдя в состояние медитации, он представил себе уютный чистенький домик и прелестную девушку, о которой давно втайне мечтал, но не смел надеяться на взаимность из-за своей нищеты. Он увидел, как она, весело напевая, готовит ужин к его приходу и нежно целует его, когда он входит в дом.
От этой заманчивой картины… ему стало плохо. И не просто плохо, а невыносимо плохо!
«Что с тобой?» — спросил учитель.
«Я увидел, чего я на самом деле хочу, — честно сознался ученик. — Но я не верю, что это сбудется».
«А что же, по-твоему, случится вместо этого?» — поинтересовался учитель.
«Меня ждет череда нищих и одиноких дней и ночей, — уныло вздохнул ученик. — Такова моя карма, и мне не сойти с ее колеса».
«Покажи мне свою карму», — потребовал учитель.
Здесь рассказчику следует произнести: «В этот момент ученик достиг просветления», и многозначительно замолчать.
На этот раз мы нарушим правила. Для начала я честно сознаюсь, что услышала только самое начало притчи — до рассказа учителя о великом Будде. А все остальное — цитаты от участников моих семинаров. (Достигают ли они просветления — не знаю. Надеюсь, что когда-нибудь им повезет). В момент постановки цели их часто начинает потряхивать. (Меня порой тоже — я просветления точно еще не достигла).
Вернее, не совсем так. Трясет не в момент самой формулировки цели («Хочу быть богатым-счастливым-неотразимым-свободным-вечно молодым-здоровым»), а в момент перехода от абстракции к конкретике: когда постановщики представляют себе воображаемую сцену сбывшейся мечты.
Вот тогда им внезапно становится хуже. Иногда в этот самый момент, а иногда — через день-другой. Это странно, и учителя позитивного мышления об этом обычно не говорят. И тогда бедные мечтатели делают вывод: со мной точно что-то не так. Я должен быть преисполнен оптимизма и решимости двигаться к цели — а вместо этого у меня под ложечкой сосет и депрессия начинается. Точно, карма (наследственность-воспитание-обстоятельства-характер) у меня никудышная.
И тогда я спрашиваю:
— С чего вы взяли, что на самом деле в будущем все останется таким же, как в прошлом?
«Потому что так было уже много раз: я мечтал и строил великие планы, но ничего не вышло, и все осталось как обычно».
— А что вы себе говорили, когда снова ничего не получалось?
«А что я мог сказать? Неудачник ты, говорил я. Не везет мне, вечно у меня ничего не получается. Это потому что я…»
— Подождите, — перебиваю я. — А что вы говорили себе, когда ставили цель?
«То, что нужно говорить в таких случаях: я твердо намерен к такому-то числу… (заработать такую-то сумму, жениться на такой-то, совершить кругосветное путешествие…)»
— Тогда у меня есть предложение. Давайте вы еще раз поставите эту цель, но с небольшим дополнением: «Я сделаю для этого все, что смогу, но если к этому времени мечта не сбудется — это тоже нормально. Зато я многому научусь и буду гордиться тем, что попытался, а не сидел на месте».
Пообещайте себе, что будете гордиться и уважать себя в любом случае!
Изумленное молчание.
— И еще, — добавляю я, — выберите такой путь к цели, который сам по себе вас радует. Чтобы получить удовольствие от процесса.
Если Вам, о любезный читатель, знаком вышеописанный внутренний диалог, — я рискну дать Вам тот же совет. Мне, во всяком случае, он помог.
«И все-таки, — возможно, полюбопытствуете Вы, — почему при воображении достигнутой цели становится плохо?»
Это хороший вопрос. Если Вы читали мою статью о конфликтах, Вы, наверное, помните, что я рассказывала о рептилии и млекопитающем, живущих внутри нас. У них свои цели и задачи: защищаться от стрессов. А любой выход из комфортной привычной зоны — для них стресс.
Вы начинаете понимать? Для них комфортная зона — то, что происходило всегда. То, к чему они привыкли. Пока мы внутри — они спокойны и добродушны. Но как только мы приближаемся к опасной границе — они встают на дыбы и включают все свои защитные механизмы. Вплоть до болезни и несчастного случая. «Я так радовался этой новой работе, но в последний момент заболел…»
Однако человеческое подсознание (а рептилия с млекопитающим живут именно там) все же отличается от инстинктов настоящих рептилий и млекопитающих. И могучие духи-помощники в сказках, и более современные их названия (творческое воображение, бессознательный разум, сила внутри нас) вполне реальны. Но у них есть одна парадоксальная особенность: подсознание (будем называть это нечто так) — одновременно и могучий гигант, способный снять любой фильм по нашему сценарию, и робкий ребенок, мучительно боящийся критики, насмешки и обвинений. Заслышав их, он, подобно джинну, прячется назад в бутылку и закрывается пробкой.
Вот почему в какой-то момент подсознание отказывается нам помогать: оно помнит, что за неудачную попытку его называли неумехой, неудачником, дураком или вовсе ничтожеством. Для него это невыносимо. Лучше и не пытаться.
А вот если оно поверит, что мы всегда будем любить и ценить его помощь, будем гордиться нашими совместными попытками вырваться из порочного круга (этот круг не станет лучше, даже если именовать его колесом кармы), радоваться самому приключению и знаниям, которое мы обретем на пути — о, тогда джинн выйдет из бутылки и скажет: «Слушаю, мой господин! Куда ты хочешь направиться?»
Вот теперь смело представляйте свою сбывшуюся мечту во всех подробностях, красках и эмоциях. Если что-то вам не нравится — подправьте. И помните: на этот раз все будет по-другому, потому что вы позволили себе наслаждаться процессом, а не тащиться к результату, обливаясь потом от напряжения.
Раз уж мы начали с притчи — на прощанье вспомним о сказке. Прочитайте любую из многочисленных сказок о падчерице, вернувшейся из темного леса с сокровищами, и родной дочери, получившей лишь уголья. И та, и другая — это Вы, это я, это мы. С кем же мы пойдем на этот раз?