Жесткая критика: как адекватно реагировать?
Продвижение вперед в любом деле невозможно без критики. Критика дает информацию о том, что нужно исправить, улучшить в своем труде. И если мы выработаем правильное отношение к критике, мы сможем совершенствоваться и достигать успехов.
Просто сказать — непросто сделать. Как правило, критика вызывает резкое отторжение. Критикующая сторона рискует нарваться на озлобленность. А критикуемая сторона ловит себя на желании огрызнуться.
Почему так происходит? Давайте разберемся.
По моему опыту, критика бывает двух видов:
1. Конструктивная. 2. Эмоциональная.
По названию становится сразу ясно, что конструктивная критика — самая «полезная», с точки зрения стремления к улучшениям. Конструктивная критика дает точку зрения только об обсуждаемом продукте, с конкретными поправками, аргументами и предложениями для улучшений. Именно такая критика имеет право восприниматься здраво. В такой критике не может и не должно быть конфликтов.
Если вы, как критик, сделали спокойные адекватные и здравые поправки, имеющие право называться конструктивными, а в ответ получили обиды, не берите их на себя. Это значит, автор своего творения еще не готов к улучшениям. Это проблемы автора, а не ваши.
Эмоциональная критика — самая конфликтная и, более того, абсолютно неконструктивная. Тот, кто выступает в роли критика, часто испытывает зависть, злость, неудовлетворенность собственными трудами. И его чувства находят выплеск в «выливании грязи» на другого, того, кто, по его мнению, достиг чего-то большего, лучшего или несет угрозу его трудам. Причем критик часто не осознает собственных чувств. Он просто злой и все. Естественно, его «пожелания» не могут принести абсолютно никаких улучшений.
Как правило, в эмоциональной критике задействуются все способы «уколоть» автора, «отомстить» ему. В дело пойдут: переход на личности, обсуждение биографии, нарекания разными эпитетами, охаивание всех творений и данного труда. Ничего конструктивного не сказано, никаких конкретных поправок не сделано. Зато присутствует много оценок, категорий, диагнозов. Зачастую обидных, не имеющих под собой здравой почвы. Естественно, такая критика не приводит к улучшениям. И возникновение конфликта будет обоюдной ответственностью. Критикующий повелся на свои болезненные чувства, а критикуемый не смог вынести испытания «популярности».
Рассмотрим критику с позиции критикуемого. Если вы всегда болезненно реагируете на критику, это повод разобраться в себе.
Причины болезненной реакции на критику:
1. Неуверенность в себе. Низкая самооценка. Вы и так не верите в себя, а вам еще и со стороны говорят о «плохом» результате. Этого достаточно, чтобы вообще перестать к чему-либо стремиться. Зачем? И так все плохо.
2. Ориентация на внешнюю оценку. Вы сами не можете объективно отнестись к своему труду, но очень хочется сделать что-то хорошее. А со стороны вместо мнения о «хорошести» вашего труда получаете критику. В таком восприятии нет золотой середины. Все либо «черное» — плохое, либо «белое» — хорошее. Среди разных слов будут услышаны только «плохие». А отсюда возникнет обида и досада.
3. Потребность быть нужным, потребность в одобрении и поддержке. Вытекает и пересекается с двумя предыдущими пунктами. Естественно, если нет внутреннего ощущения в нужности и ценности своих трудов, то любое высказывание будет восприниматься «в штыки». Потому что критика не несет в себе подтверждения вашей нужности и полезности.
Абсолютно все эти моменты касаются только конструктивной критики. Если в вас есть хоть капелька потребности в одобрении, в поддержке и т. д., то вы не способны адекватно воспринять самую здравую критику на свете. А до эмоциональной критики вы просто не доросли. Потому что эмоциональная критика возникает на те труды, которые уже достигли определенного успеха. С неуверенностью в себе об успехе говорить не приходится.
Рассмотрим способы здравого отношения к эмоциональной критике.
Как я уже говорила, эмоциональная критика самая бесполезная и самая болезненная. Здесь просто уверенностью в себе не поможешь. Для здравого восприятия необходима безграничная любовь к людям. Понимание их реакции и прощение. Принятие злобности, направленной на себя, как неизбежности. Принятие зла с добром. Для такого восприятия необходимо быть открытым, не замыкаться в себе, не закрываться. Но в то же время быть милосердным. Для выработки такого отношения необходимо бесконечно наполняться теплом к людям.
Кроме того, встретившему эмоциональную критику не помешает немного «остудить» свою «великость». Понятно, что определенные вершины уже достигнуты. Но есть одна закономерность: чем больше ты достиг, тем легче себе много возомнить и тем тяжелее себя сбрасывать с придуманных вершин. Жизнь нас учит: не зазнавайся.
Позволяйте другим людям ошибаться. Позволяйте другим людям иметь свою, отличную точку зрения, пусть даже категоричную. Каждый из нас делает свой выбор: идти на поводу своих недостатков или преодолевать их. Пусть это будет личное дело каждого. Как говорится, «не учите нас жить».
Если вы озадачились целью обратить взор эмоционального критика на себя самого (вместо того, чтобы в своих неудачах или сомнениях винить вас), вам необходимо достичь состояния полного спокойствия и равнодушия. В этом, «прозрачном» состоянии, без суеты, по внутреннему чутью, вы сможете реагировать острым словом там, где это необходимо. В ведении беседы задавайте горе-критику конкретные вопросы, касаемо обсуждаемого дела. Приводите примеры, уточняйте каждую деталь. Рано или поздно с таким подходом вы добьетесь «доказательств» его неправоты. Критика изначально была неконструктивной, поэтому по делу собеседнику сказать нечего. На этом вы его и «поймаете».
Но ваш «триумф» не должен быть триумфом. Вам должно быть все равно.
Удачи и успехов вам в ваших трудах!