Игровые ситуации для ознакомления дошкольников с цифрами
Многие дошкольники знают еще не все цифры, а называют или узнают лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.
1. Пусть ребенок выложит цифры из кружочков, палочек, кубиков, из деталей геометрического конструктора. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, клеенки, ткани и наклеить их.
2. Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу (по М. Монтессори) и др. Дети обследуют и угадывают цифру на ощупь.
3. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, ткани, картона, клеенки, разного размера и цвета, различной квалификации (письменные и печатные) и т. д. Так же можно выяснить, кто какие цифры знает и где их видел.
4. Дети выполняют какое-либо движение столько раз, сколько «показывает» карточка с цифрой, которую держит ведущий. При этом дети могут считать вслух вместе со взрослым или про себя. Можно усложнить задание: движение нужно выполнить на 1, 2 и т. д. раз меньше или больше, чем «говорит» цифра. Вместо карточек с цифрами (или вперемешку с ними) можно использовать карточки с изображенными на них предметами (в ряд, по кругу или в ином расположении) или так называемые «числовые» фигуры.
5. Предлагается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.
6 Путем прорисовывания цифры превращаются в смешные фигурки.
7. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее.
8. Демонстрируются две карточки: на одной изображены цифры, на другой различные предметы, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, точек, треугольников или предметов на другой карточке.
9. Ребенку нужно назвать предметы, на которые похожа цифра.
10. Берется два одинаковых набора цифр от 0 до 9, т. е. 20 карточек (сначала можно взять два набора: от 1 до 5). Пару можно составить из карточек с одной и той же цифрой, но написанной разным шрифтом (письменные и печатные цифры). «Число — цифра» — ведущий называет число, ребенок находит и показывает соответствующую карточку с цифрой и наоборот.
11. Нужно нарисовать, раскрасить, построить, наклеить столько предметов, сколько показывает цифра».
12. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т. д.
13. При помощи игрального кубика, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.
14. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти одинаковые цифры.
15. Детям раздаются карточки — «числовые фигуры». Это — «деньги». Цены на игрушки обозначены цифрами. «Купить» игрушку в «магазине» можно, если «числовая» фигура соответствует «ценнику» — цифре, указанной на карточке. Усложнение: «продавец» может дать «сдачу», а «покупатель» заплатить за игрушку несколькими карточками — «числовыми фигурами».
16. Ребенку необходимо соединить точки в порядке, обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то предметное изображение (кораблик, домик и т. д.) не получится.
17. На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет. Например: цифру 1 — синим карандашом, 2 — красным, 3 — зеленым и т. д. Если нет ошибки в сочетании «цифра — цвет», то получится предметное изображени, закодированное художником.
18. Можно сделать из цифр орнамент, «расписать» цифрами наряд сказочных литературных героев, украсить новогоднюю елку, вышить цифру на салфетке и т. д.
19. Детям предлагается стать «цифрами». По команде ведущего каждой цифре надо найти место среди других. Каждая цифра называет своих «соседей».
20. Ведущий показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать «соседей».
21. Цифры пишут пальцами в воздухе, на воде, запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте, на бумаге (сначала в крупную клетку, а затем — в обычную) карандашом, фломастером, ручкой и т. д.
22. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, ступеньки лесенки, стулья в ряду и т. д.
23. Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» — один цветок, цифра «2» — два цветка и т. д.).
24. Дети рассматривают карточки с цифрами и запоминают их. Ведущий меняет их местами. Дети указывают, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, дети угадывают, какой цифры не стало. Роли цифр могут исполнять сами дети.
25. Предлагаются большие контурные изображения цифр. Ребенку необходимо написать такие же маленькие цифры внутри контура.
Валерий САЧЕНКО, бесплатные развивающие упражнения для дошкольников http://www.vscolu.ru
1. Пусть ребенок выложит цифры из кружочков, палочек, кубиков, из деталей геометрического конструктора. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, клеенки, ткани и наклеить их.
2. Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу (по М. Монтессори) и др. Дети обследуют и угадывают цифру на ощупь.
3. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, ткани, картона, клеенки, разного размера и цвета, различной квалификации (письменные и печатные) и т. д. Так же можно выяснить, кто какие цифры знает и где их видел.
4. Дети выполняют какое-либо движение столько раз, сколько «показывает» карточка с цифрой, которую держит ведущий. При этом дети могут считать вслух вместе со взрослым или про себя. Можно усложнить задание: движение нужно выполнить на 1, 2 и т. д. раз меньше или больше, чем «говорит» цифра. Вместо карточек с цифрами (или вперемешку с ними) можно использовать карточки с изображенными на них предметами (в ряд, по кругу или в ином расположении) или так называемые «числовые» фигуры.
5. Предлагается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.
6 Путем прорисовывания цифры превращаются в смешные фигурки.
7. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее.
8. Демонстрируются две карточки: на одной изображены цифры, на другой различные предметы, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, точек, треугольников или предметов на другой карточке.
9. Ребенку нужно назвать предметы, на которые похожа цифра.
10. Берется два одинаковых набора цифр от 0 до 9, т. е. 20 карточек (сначала можно взять два набора: от 1 до 5). Пару можно составить из карточек с одной и той же цифрой, но написанной разным шрифтом (письменные и печатные цифры). «Число — цифра» — ведущий называет число, ребенок находит и показывает соответствующую карточку с цифрой и наоборот.
11. Нужно нарисовать, раскрасить, построить, наклеить столько предметов, сколько показывает цифра».
12. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т. д.
13. При помощи игрального кубика, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.
14. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти одинаковые цифры.
15. Детям раздаются карточки — «числовые фигуры». Это — «деньги». Цены на игрушки обозначены цифрами. «Купить» игрушку в «магазине» можно, если «числовая» фигура соответствует «ценнику» — цифре, указанной на карточке. Усложнение: «продавец» может дать «сдачу», а «покупатель» заплатить за игрушку несколькими карточками — «числовыми фигурами».
16. Ребенку необходимо соединить точки в порядке, обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то предметное изображение (кораблик, домик и т. д.) не получится.
17. На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет. Например: цифру 1 — синим карандашом, 2 — красным, 3 — зеленым и т. д. Если нет ошибки в сочетании «цифра — цвет», то получится предметное изображени, закодированное художником.
18. Можно сделать из цифр орнамент, «расписать» цифрами наряд сказочных литературных героев, украсить новогоднюю елку, вышить цифру на салфетке и т. д.
19. Детям предлагается стать «цифрами». По команде ведущего каждой цифре надо найти место среди других. Каждая цифра называет своих «соседей».
20. Ведущий показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать «соседей».
21. Цифры пишут пальцами в воздухе, на воде, запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте, на бумаге (сначала в крупную клетку, а затем — в обычную) карандашом, фломастером, ручкой и т. д.
22. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, ступеньки лесенки, стулья в ряду и т. д.
23. Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» — один цветок, цифра «2» — два цветка и т. д.).
24. Дети рассматривают карточки с цифрами и запоминают их. Ведущий меняет их местами. Дети указывают, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, дети угадывают, какой цифры не стало. Роли цифр могут исполнять сами дети.
25. Предлагаются большие контурные изображения цифр. Ребенку необходимо написать такие же маленькие цифры внутри контура.
Валерий САЧЕНКО, бесплатные развивающие упражнения для дошкольников http://www.vscolu.ru
Отзывы и комментарии