Где и когда появились первые брачные объявления?
19 июля 1695 года, 314 лет назад, некто господин Гоутон, владелец популярного сборника «Как улучшить хозяйство и торговлю», публикует первые брачные объявления: «Джентльмен 30 лет от роду, объявляющий, что он обладает значительным состоянием, желает жениться на молодой даме с состоянием приблизительно в 3 000 фунтов и готов заключить на этот счет соответствующий контракт», «Молодой человек 25 лет, имеющий прибыльное дело, которому отец готов выделить 1 000 фунтов, охотно вступил бы в брак, соответствующий его положению. Родители воспитали его в вере, и он отличается трезвым поведением». Читает Илона Грошева Скачать в mp3 (6. 1 Mb / 08:40 мин. )
Открывая новую рубрику, г-н Гоутон пишет: «Я решил анонсировать всевозможные вещи, если они не предосудительны, и между прочим помещаю и эти объявления, которые также непредосудительны и за которые мне хорошо платят». Кто-то теряет, а кто-то находит…
Насколько эффективны оказались первые брачные объявления и удалось ли их подателям счастливо устроить собственную жизнь? История об этом умалчивает. Но они открыли тот шлюз, который до тех пор искусственно сдерживал желание мужчин и женщин поведать о своих поисках, как можно большему числу сограждан. Объявления, с одной стороны, расширяли поле поиска, но с другой — в чем-то и сдерживали. Вот скажите, как можно серьезно рассматривать такое предложение: «Зажиточный помещик ищет невесту высокого роста и, главное, с «полной, крепкой, белой грудью». Словно лошадь на базаре покупает…
Определенная замкнутость островной Англии способствовала тому, что примерно полвека брачные объявления были исключительно английским делом. Причем у бульварных газет очень скоро появились «конкуренты» — многие брачные агентства начали выпускать свой листок, причем на первых порах даже не печатный, а рукописный. Издание газет обходилось дорого, а написание даже двух-трех сотен специальных листков гораздо дешевле. Немцы, как всегда, оказались прагматичнее…
Особенно преуспели в распространении брачных листков немцы, в Пруссии в середине XVIII века можно было встретить достаточно много объявлений, носящих более прагматичный, меркантильный характер, нежели романтический. Бюргеры практически не интересовались внешними данными и возрастом своих будущих избранниц, на первое место они ставили зажиточность и величину приданого. В ответ англичане всячески издевались над этой расчетливостью. Вспомним хотя бы знаменитые строчки Роберта Бёрнса:
Мне нужна жена, Лучше или хуже… Лишь была бы женщина, Женщина — без мужа. Толстая, худая — Это все равно. Пусть уродом будет — По ночам темно…
В брачных объявлениях того периода нередко встречался неприкрытый торг. Особенно преуспели в этом деле сами англичане. Тогда периодически встречались объявления о том, что не утерявший молодых порывов лорд (герцог, маркиз) готов дать свое имя молоденькой неискушенной девушке в обмен на возможность родить наследника. Или такой экивок истории: стремительно разбогатевшие на золотой лихорадке американцы пытались дать имя своим дочерям, размещая объявления такого содержания: молодая особа, имеющая миллионы, готова предоставить их лорду, герцогу, маркизу в обмен на титул. Одно время в США подобные «стремления» вызывали бурю эмоций. Молодые, энергичные красавчики-американцы не имели никаких шансов на то, чтобы получить несметные богатства своих потенциальных невест, которым был нужен титул… Россиян переполняли эмоции…
А что же в России? Давайте полистаем «Брачный листок», который выпускался в начале ХХ века. Его ротапринт я обнаружил на сайте «Газетные «старости». Вот объявление 100-летней давности, опубликованное 7 февраля 1909 года:
«СУДЬБА дала мне корректную внешность — изящной брюнетки с блестящими выразительными глазами, дала мне острый ум, находчивый язык и… больше ничего!. . если не считать неутомимой жажды света и простора! Ах, как хочется жизни, блестящей, как фейерверк, искрящейся, как шампанское, любви жгучей, как солнце юга, любви глубокой, как таинственное дно бушующего моря!. . Чтобы достигнуть этого, я ищу мужа богатого, не глупого, не неврастеника, каких так много в наш больной век, а понимающего красоту жизни, понимающего и умеющего ценить прелести женского ума и женской улыбки. Предложения только серьезные адресовать: Москва, 19 почтовое отделение, предъявителю рублевого кредитн. билета № 169145».
Заметьте, чтобы не дай Бог не засветиться с паспортом, достаточно было предъявить определенную денежную купюру…
Или вот еще одно объявление: «КРАСИВАЯ с русалочьими глазами, вся сотканная из нервов и оригинальности, зовет на праздник жизни интеллигентного, очень богатого господина, способного на сильное яркое чувство; цель — брак. Адрес: Москва, 25-е почтовое отделение предъявительнице квитанции, за № 7079».
Не отставали от представительниц прекрасного пола и мужчины: «ПРОШУ ПОНЯТЬ! Если внутренний мир Ваш не встречает теплого участия, дружеского привета и в душе Вы одиноки, неужели Вам не скучно? Если Вы вполне интеллигентная, симпатичная особа из общества, самостоятельная и не старше 37 лет, я могу полюбить Вас; если Вы способны любить безотчетно, бескорыстно, и высшее земное счастье видите в нежном и горячем ответе на Ваше женское чувство, я полюблю Вас еще больше, если в минуты сладких грез Вы желали бы в тоскующем сердце Вашем поселить образованного, воспитанного господина средних лет, уважающего женщину и желающего найти в ней прежде всего поэтическое создание для своей нежной ласки, тогда отвечайте. Все материальное взаимно исключается. Цель — брак. Москва, главный почтамт, до востребования. Предъявителю квитанции „Русское Слово“ № 78185». Каждый шестой брак по объявлениям?
Насколько эффективны брачные объявления? Здесь тоже очень много зависит от «страны проживания». В России никто специально не подсчитывал, сколько браков по объявлению регистрируется ежегодно. К тому же почти 75−80% новобрачных, ставя свои подписи в органах ЗАГС, не скрывают, что брак заключают по большой и светлой любви. Немцы в этом плане более открыты, согласно некоторым статистическим данным, каждый шестой брак в Германии заключается после публикации брачных объявлений.
Каждый новый век привносит в жизнь свои законы и правила. В XXI веке в России, как и во всем мире, стремительно растет число заключенных браков после виртуальных знакомств. Молодые люди знакомятся друг с другом в Интернете, долго ли, коротко переписываются, потом знакомятся в реальности и понимают, что не могут жить друг без друга.
Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки хорошо. Ведь по большому счету все равно, как встретились и полюбили друг друга два человека. Как говаривал небезызвестный дед Щукарь: «Ты меня хоть Горшком назови, да только в печь не ставь».
Означает ли стремительный рост интернет-знакомств, что они полностью вытеснят такой институт, как брачные объявления? Вряд ли. Помните, как в середине 50-х годов телевизионщики всерьез считали, что сумеют вытеснить кино и театр уже через 20−30 лет. Не вышло. Жизнь тем и хороша, что разнообразна!