«Железный человек 2». Стоит ли идти в кино?
Вот почему я всегда так настороженно отношусь к продолжениям? Потому что статистика, как бы ее не обвиняли в лживости, все равно объективно доказывает — сиквелы, триквелы и прочие «квелы» в 9 случаях из 10 получаются хуже оригинала. Исключений из этого правила настолько мало, что их можно пересчитать по пальцам — «Терминатор 2», «Темный рыцарь», «Смертельное оружие 2», «Крестный отец 2». Тогда зачем, спрашивается, Голливуд продолжает «продолжать»? Всё просто. Статистика, конечно, наука, но перед экономикой она скромно падает ниц и трепещет. Экономика же гласит — если нашел золотую жилу, надо ее разрабатывать. Пока она не иссякнет. Или пока не найдешь другую, пожирнее.
Первый «Железный человек» порадовал своих создателей неожиданно. Никто в 2008 году не осмелился бы сделать ставку на бывшего алкоголика Роберта Дауни мл. и режиссера невразумительной ленты «Затура: Космическое приключение» Джона Фавро. Однако 580 миллионов мировых сборов убедят любого «неверующего Фому». Оригинал моментально сделал Роберта Дауни суперзвездой, зрители простили ему все прегрешения молодости, а голливудские боссы вынуждены были признать, что талант не пропьешь. И, само собой, сразу же поползли слухи о продолжении. Иначе и быть не могло. На дворе 2008 год и финансовый кризис, на фоне которого многолетняя нехватка свежих оригинальных идей «засияла» пуще прежнего. Зеленый свет проекту дали незамедлительно, сценарий поручили известному актеру Джастину Теру («Ангелы Чарли 2»), который уже успел удивить всех, выступив в этой роли в картине Бена Стиллера «Солдаты неудачи».
Тони Старк (Роберт Дауни мл. ), переживший в первой части арабский плен, муки творчества и предательство лучшего друга, предстает перед нами на пике своей популярности. Однако, рассекретив свое непосредственное отношение к костюму Железного человека, Старк приобрел не только почитателей, но и завистников. Желающие примерить на себя железные доспехи стали образовывать небольшую очередь. В первых рядах, само собой, родное правительство в лице скользкого сенатора Стерна (Гарри Шэндлинг) и усиленно лоббируемого им Джастина Хаммера (Сэм Рокуэлл). Этим друзьям не терпится наложить свои лапы на изобретение Старка, потому что Хаммеру позарез нужно выполнить госзаказ Минобороны. У него в запасе тонны никому не нужных обыкновенных пукалок, а под боком неуемный конкурент, утверждающий, что «приватизировал мир во всем мире».
Но настоящая угроза карьере и самой жизни Железного человека исходит вовсе не из честолюбивых планов стиляги Хаммера, который всего лишь мечтает сорвать большой куш и стать калифом на час. У Тони Старка есть и всамделишные враги, которым его супергеройство давно стоит поперек горла. Например, талантливый русский маргинал Иван Ванко (не путать с Иваном Данко из «Красной жары»). Семейство Ванко серьезно пострадало от гуманистических замыслов Говарда Старка, отца главного героя. По легенде, Старк-старший с позором выгнал Ванко-старшего (Евгений Лазарев) из-за его непомерной жадности (ужасно, но этот мерзавец пытался придать науке коммерческий смысл!). Потеряв престижную работу, русский ученый вернулся в СССР с пустыми руками, не оправдав чьих-то надежд. Далее схема стандартная — лагеря, пьянство и смерть в нищенской халупе на руках у родного сына. Сынуля Иван (Микки Рурк) оказался не робкого десятка (просто так 15 лет за контрабанду плутония не дают), и, попивая водовку из горла, на коленях в той же халупе собрал электрический транклюкатор. Потом купил в ближайшей подворотне загранпаспорт и отправился в гости к своему заклятому врагу Старку — себя показать и его наказать.
Убить Железного дровосека человека — это не поле перейти. Ванко пошел напролом, бесхитростно и эффектно, устроив отличный аттракцион на гоночной трассе в Монако. Однако без «удвоения ротации» ему удалось лишь припугнуть Тони. И вдохновить прощелыгу Хаммера на совершение предательства. С этого момент сюжет резко закручивается вдоль и поперек. Хаммер, в своем стремлении устранить конкурента, объединяется с русским Ваней, которому он помогает бежать из тюрьмы. Сам Старк медленно, но верно умирает, потому что реактор у него в груди постепенно отравляет организм палладием. Пытаясь найти способ совмещать жизнь и статус супергероя, Тони совсем отдаляется от мирских дел, оставив компанию на своей секретарше Пеппер Потс (Гвинет Пэлтроу) и вдрызг разругавшись со старым приятелем, полковником Роуди (Дон Чидл). А тут еще надоедливая тайная организация ЩИТ в лице ее одноглазого руководителя Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), который менторским тоном предлагает Старку покончить с «рефлексированием» и заняться непосредственным делом — служить и защищать…
Роберт Дауни мл. сделал всё правильно. Он полностью повторил свой иронично-небрежный образ из первой части. Как по мне, этот супергерой «с человеческим лицом» более актуален, чем подчеркнуто мрачный снобизм Бэтмена или перманентное подростковое самокопание Человека-паука. Однако во второй части Железного человека всё-таки умудрились превратить в аналог доктора Манхэттена из «Хранителей», поставив его на стражу американского политического строя и образа жизни. Точнее, этот почетный пост он занял сам, став еще более далеким от народных чаяний. В отличие от уже упомянутых в начале абзаца персонажей, Железный человек больше не спасает нуждающихся, для этого он слишком занят собственными проблемами.
Кинозлодей у авторов сиквела не получился. Он получился у Микки Рурка, но не у авторов. То, что антигероя сделали русским, не раздражало. Смущал тот факт, что его национальность, как обычно, оформили в виде «развесистой клюквы» и забыли вручить Ивану Ванко сколько-нибудь серьезный мотив. В результате получился этакий современный Монте-Кристо, заботливо поливавший ростки свои ненависти в течение многих лет. Получив интеллектуальное наследство, Ванко проявляет чудеса сообразительности, собрав в отсутствии ресурсов мощнейшее оружие, и чудеса кретинизма, отправившись за океан убивать человека, которого он даже в глаза не видел. Харизма Микки Рурка, конечно, прет с экрана в полную мощь, но противостояния характеров не вышло. Злодей вышел брутальным, но утрировано плоским. Ему явно не хватало коварства предыдущего противника Старка, Обадайи Стейна.
Сэм Рокуэлл, как мне кажется, полностью справился с поставленной задачей. Его персонаж, по сути, не злодей, а завистливый предатель, который готов практически на всё, лишь бы достичь поставленной цели. Предать, солгать, обмануть. Но не убить. Впрочем, по сюжету Джастин Хаммер из Иуды медленно, но верно превращается в простого неудачливого бизнесмена, которому так и не удалось получить свои 15 минут славы. И ракеты у него тоже фиговые.
Остальные герои весело и дружно кружатся вокруг центральной сюжетной линии, не мешая и не привлекая лишнего внимания. Жалко, но Пеппер Потс в сиквеле значительно меньше, т. к. часть ее экранного времени отошла к Наташе Романофф (Скарлетт Йоханссон). Наташа — персонаж лишний и притянутый за уши, но притянутый элегантно. Потому что зрителю тоже надо отдыхать глазами от блестящего металла. И латексный обтягивающий костюм Наташи для этих целей подходил как нельзя лучше.
Мне показалось, что фильм немного затянут. Минут на 10, не больше. Чуть больше ненужных разговоров и слишком навязчиво втиснут герой Ника Фьюри и его команда. С другой стороны, авторам как-то нужно акцентировать внимание зрителя на том, что история не только не заканчивается, а постепенно обрастает множественными ответвлениями. Тут вам и намек на грядущих «Мстителей», и на «Тора», и, естественно, на «Железного человека 3». Вселенная Marvel всерьез взялась за кинематограф.
Резюме: Не всё вышло именно так, как ожидалось. Или хотелось. Тем не менее, «Железный человек 2» вполне заслуженно собирает кассу за океаном и готовится хорошенько встряхнуть американский прокат, нацеливаясь, по мнению экспертов, на рекорд «Темного рыцаря». Смотреть фильм лучше в кинотеатре. Камерность телевизора не позволит в полной мере оценить масштабы.