Штрафники на войне. Как отличить правду от вымысла?

Считает враг — морально мы слабы. За ним и лес, и города сожжены. Вы лучше лес рубите на гробы — В прорыв идут штрафные батальоны!

Песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны» была написана в 1964 году. Поэт стал одним из первых, кто заговорил о штрафниках во весь голос. Официального запрета на раскрытие в произведениях темы штрафников в то время не существовало, о них просто старались не вспоминать, тем более что материалы о штрафных частях все-то оставались засекреченными. Естественно, что и в годы войны деятели культуры о штрафниках не упоминали.

Значительно позже о штрафниках стали писать журналисты и писатели, появились художественные фильмы, в которых правду основательно перемешивали с вымыслом. Тема оказалась «на слуху», естественно, что появились желающие её поэксплуатировать.

В принципе, любой писатель или сценарист имеет право на вымысел. Плохо, когда этим правом явно злоупотребляют, практически полностью игнорируя историческую правду. Особенно это относится к кинематографу. Не секрет, что современная молодежь читать не очень-то любит, предпочитая получать информацию из Интернета и кинофильмов. После выхода на телеэкраны сериала «Штрафбат» они эту информацию получили. Теперь убедить их, что увиденное — заурядный вымысел, художественное видение режиссера и сценариста, которые имели весьма смутное представление о реальных штрафбатах, непросто. Любопытно, что от соблазна не удержался даже кинематографический мэтр Михалков, отправивший в «Утомленных солнцем-2» своего героя Котова в штрафники явно на запредельный срок.

В годы войны штрафные батальоны и роты (это принципиально разные отдельные воинские части) стали формироваться только с лета 1942 года, просуществовав затем до лета 1945 года. Естественно, что заключенных эшелонами в штрафники не направляли и командирами рот и взводов не назначали.

Здесь необходимо оговориться, что в 1941 году было проведено несколько масштабных амнистий для лиц, совершивших нетяжкие преступления и годных к службе, тогда на фронт было направлено более 750 тысяч человек. В начале 1942 года последовала еще одна амнистия, давшая армии 157 тысяч человек. Все они шли на пополнение обычных строевых частей, причем, некоторые части и подразделения практически полностью (кроме офицеров и сержантов) формировались из бывших заключенных. Амнистии для незначительного количества заключенных продолжались и позднее, но все амнистированные направлялись только в строевые части.

Формирование штрафных батальонов и рот началось после знаменитого приказа № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!». Считается, что первая штрафрота была создана на Ленинградском фронте за три дня до выхода этого приказа. Массовое формирование штрафных подразделений началось с сентября, когда приказом наркома обороны СССР были утверждены положения о штрафных батальонах и ротах действующей армии.

Предусматривалось, что штрафные батальоны в количестве от одного до трех создаются на каждом фронте, чтобы «дать возможность лицам среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свои преступления перед Родиной отважной борьбой с врагом на более трудном участке боевых действий».

Как видите, в штрафбаты направлялись только офицеры и к ним приравненные лица, причем, решение об этом принимали начальники в должности не ниже командира дивизии. Небольшая часть офицеров попадала в штрафбаты по приговорам военных трибуналов. Перед направлением в штрафбат офицеры подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отдел кадров фронта. Направлять в штрафбат можно было на срок от месяца до трех.

Штрафбатовцы, получившие ранения или отличившиеся в боях, представлялись к досрочному освобождению с восстановлением в прежнем звании и правах. Погибшие восстанавливались в звании автоматически, а их родным назначалась пенсия «на общих основаниях со всеми семьями командиров». Предусматривалось, что все штрафники, отбывшие положенный срок, «представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона». Все освобожденные восстанавливались в звании и им возвращали все их награды.

Штрафные роты создавались в количестве от пяти до десяти в каждой армии, чтобы «дать возможность рядовым бойцам и младшим командирам всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свою вину перед Родиной». В штрафроты могли попасть и бывшие офицеры, если были разжалованы до рядовых решением военного трибунала. В этом случае, по отбытии срока в штрафроте, им офицерское звание не восстанавливали. Срок пребывания и принцип освобождения из штрафрот (за все время их существования) был точно таким же, как и из штрафбатов, только решения принимались военными советами армий.

Штрафные батальоны и роты являлись отдельными воинскими частями, напрямую подчиненными командованию фронта и армии, командовали ими только кадровые (штатные) офицеры и комиссары (позднее — политработники) для которых предусматривалось сокращение срока выслуги для получения очередного звания наполовину, а каждый месяц службы засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев. Командирам штрафников были даны высокие дисциплинарные права: комроты как командиру полка, а комбату как командиру дивизии. Первоначально количество штатных офицеров и комиссаров в штрафротах доходило до 15 человек, включая оперуполномоченного НКВД и фельдшера, но затем их количество снизилось до 8−10.

На какое-то время в бою штрафник мог заменить убитого командира, но командовать штрафным подразделением в обычной обстановке не мог даже в виде исключения. Штрафники могли назначаться только на сержантские должности с присвоением соответствующего звания, причем, в этом случае они получали «сержантское» денежное содержание.

Штрафные части использовались, как правило, на самых опасных участках фронта, им поручали проведение разведки боем, прорыв переднего края противника и т. п. Информация о том, что штрафников пулеметами гнали в бой заградотряды (подобное показано в упоминавшемся сериале), не подтверждается ни документами, ни воспоминаниями ветеранов.

В положениях о штрафных частях предусматривалось, что за конкретные подвиги штрафники могут представляться к правительственным наградам. Так, А. Кузнецов в статье, посвященной штрафникам, приводит интересные цифры, взятые им из архивного документа: «В штрафных частях 64-й армии в период боев под Сталинградом 1023 человека за мужество были освобождены от наказания. Из них награждены: орденом Ленина — 1, Отечественной войны II степени — 1, Красной Звезды — 17, медалями „За отвагу“ и „За боевые заслуги“ — 134». Напомню, что в армиях были только штрафроты, так что речь идет о штрафниках — сержантах и рядовых. Так что прав был Высоцкий: «И если не поймаешь в грудь свинец, медаль на грудь поймаешь „За отвагу“».

В штрафбаты бывшие заключенные не могли попасть в принципе, если до этого они на получали офицерские звания. В штрафроты попадали и бывшие амнистированные, но только после совершения проступков в строевых частях, где проходили службу. Кроме того, в штрафроты направлялось незначительное количество осужденных по нетяжким статьям, которым в ходе суда или уже в колониях давали отсрочку от отбытия наказания с направлением в штрафную роту. Как правило, это были не гражданские лица, а бывшие военнослужащие или воины из тыловых частей, осужденные военными трибуналами.

С 1943 года, когда началось активное наступление, в штрафроты стали направлять бывших военнослужащих, оставшихся в ходе боев на оккупированной территории, но не пытавшихся перейти линию фронта или примкнуть к партизанам. Тогда же стали после соответствующих проверок направлять в штрафроты добровольно сдавшихся власовцев, полицаев, сотрудников оккупационных администраций, которые не запятнали себя расправами над мирным населением, подпольщиками и партизанами, а по возрасту подлежали призыву на службу.

Всего за годы войны было создано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Время существования у них было различным, некоторые расформировывались через несколько месяцев после создания, другие же воевали до конца войны, дойдя до Берлина. Максимальное количество одновременно существовавших штрафрот было в июле 1943 года — 335. Были случаи, когда отличившиеся штрафные роты в полном составе переводили в разряд строевых. С 1942 года создавались и штрафные эскадрильи для летчиков, по официальным данным они просуществовали всего несколько месяцев.

С 1943 года количество штрафбатов стало резко снижаться, в 1944 году их осталось всего 11, в каждом примерно по две с небольшим сотни человек. Это связано с тем, что опытных офицеров в армии не хватало, их стали реже отправлять в штрафбаты, предпочитая понижать провинившихся в звании на несколько ступеней и назначать на нижестоящие офицерские должности.

Всего за время войны через штрафные части прошло примерно 428 тысяч человек. Свою вину, реальную или мнимую, подавляющее большинство их искупило с честью, причем, многие — своей жизнью. К их памяти следует относиться с уважением, ведь в Великой Победе есть и их вклад.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: