Как обуздать маленького деспота?
Сейчас немало детей пытаются уже с раннего возраста установить свои правила, пытаясь командовать не только сверстниками, но и взрослыми. И почти всегда взрослое окружение ребёнка просто теряется, когда он начинает пытаться играть главенствующую роль. Несомненно, каждая семья — это индивидуальный мир, но есть незыблемые правила и традиции, которые воспитывают уважение к окружающим людям.
Не секрет, что робкие, стеснительные дети не стремятся руководить своими товарищами и тем более родителями или родственниками. Общительные и шумные дети, наоборот, всегда активны в таких проявлениях. Но чаще всего это не диктат в чистом виде, а просто гиперактивность и чрезмерная любознательность.
Так кто же он, маленький деспот? А тот, кто с детства уверен, что его желания и правила самые лучшие и самые верные. Обычно он проявляет себя в компании младших по возрасту — это позволяет ему за короткое время стать авторитетом. Такой ребёнок очень боится отпора сверстников и явных лидеров, поэтому манипулируют другими рьяно и жёстко.
Часто даже беглый взгляд на семью такого ребёнка говорит о многом. Почти всегда «маленький Наполеон» либо из неблагополучной семьи, либо чрезмерно опекаем родителями. Обычно дети всегда всем распоряжаются, потому что находят поддержку своему поведению.
Это присуще выходцам из многодетных семей, где много обязанностей и ответственности, так как постоянно нужно заботиться о младших братьях и сёстрах. Хотя иногда случается, что ребёнок в семье один, но родители ведут асоциальный образ жизни или между двумя детьми в семье неправильно разделены функции, поэтому поневоле приходится вживаться в роль взрослых и перенимать их модель поведения.
Ребёнок пытается уравновесить главенствование по правилу: мной командуют дома — я командую в другом месте. Такая ситуация сразу меняется, когда взрослые меняют свою модель поведения. Никогда нельзя прибегать к методам жёстких запретов и банальных приказов, хотя бы потому, что это просто недальновидно. Ребёнок очень редко соглашается идти на уступки. Кроме того, маленький командир не умеет вести себя по-другому. Следствием жёсткой корректировки родителями поведения своего чада явится то, что ребёнок замкнётся в себе. С такими детьми необходимо работать очень терпеливо.
Не стоит кривить душой — надо откровенно пытаться помочь ребёнку. Следует неустанно объяснять и показывать ему, как нужно себя вести со сверстниками и взрослыми, рассказывая при этом, почему соблюдение определённых правил так важно. Конечно, первенство даёт ощущение превосходства и уважения к себе, но оно обманчивое, так как не подтверждено делами и поступками. Когда ребёнок, усваивая уроки взаимоотношений, начинает меняться, необходимо его хвалить и поощрять.
Дети должны ощущать свою значимость в семье. Им необходимо слышать, как они дороги родителям, что те без них скучают и переживают за них. Тогда придёт осознание, что, независимо от статуса и признания в обществе, их любят такими, какие они есть.
Далее ребёнок начнёт взрослеть и примерять на себя разные роли, но это закономерные этапы, и не надо их страшиться. Младший член семьи желает встать вровень со старшими, и в этом нет ничего плохого, если вырисовывается перспектива личностного роста.
Плохо, когда налицо перегибы — необоснованное лидерство и открытая манипуляция родителями. Чтобы этого не случилось, ребёнку необходимо помочь пройти все этапы детства, находя компромиссные решения и налаживая внутрисемейную коммуникацию.